menu

В сентябре месяце 2014 года нашему учреждению присвоен статус инновационной региональной площадки по теме «Внедрение педагогики М. Монтессори  в дошкольные образовательные организации региона».

Научный руководитель  эксперимента Репринцева Г.А., кандидат психических  наук, доцент  коррекционной педагогики и психологии БелИРО,

Соруководитель - Серых Лариса Викторовна, к.п.н., доцент,

заведующий кафедрой дошкольного и начального образования БелИРО.

Цель эксперимента:  формирование индивидуальности дошкольников через преобразование развивающей среды в дошкольных организациях и  создание условий для самореализации воспитанников и педагогов. 

Педагогика М. Монтессори по-прежнему актуальна и инновационна. Идеи саморазвития и самовоспитания детей в специально подготовленной среде, учитывающей сензитивные периоды развития, потребности, интересы, индивидуальный темп развития дошкольников – всё  это привлекает современных педагогов и родителей.

Особенности методики заключаются в  создании специально развивающей среды, игровой формы обучения  и обеспечения свободы ребенка.

Совершенствование образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения принципов педагогики М. Монтессори предполагает, во-первых, развитие системы отношений «педагог-воспитанники» как партнерства.

Методика Монтессори работает по принципу «не мешать, а помогать, не запрещать, а разрешать».

В ней акцент сделан на индивидуальность ребенка. Обеспечивается индивидуальный темп и траектория развития. Поощряется самостоятельность и разнообразные виды деятельности дошкольников, воспитывается внутренняя самодисциплина и уважение к другому человеку.  

Без излишних назиданий в естественной среде игры и общения  дети развивают внимание, память, мышление, речь, воображение, моторику и в целом свою индивидуальность. 

Антропологический принцип предполагает центрирование на ребенке, философский смысл этого принципа раскрывается через трактовку роли Человека как созидателя, творца, наделенного свободой воли. 

Антропологический принцип в педагогической системе М. Монтессори предполагает единство духовного, психического и физического развития ребенка. Монтессори подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Принцип условий свободы развития ребенка означает изменение подхода к воспитанию: приоритетность самовоспитания ребенка в условиях свободного выбора деятельности, средств и  времени для неё, партнеров по работе в подготовленной педагогом среде. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью воспитания в системе М. Монтессори.

Образовательное пространство, основанное на принципах педагогики М. Монтессори, согласуется с современной философией образования, приобретает инновационный характер. Изменение формы и содержания занятий с детьми, переход от преимущественно фронтальной работы с дошкольниками к индивидуальной деятельности детей в ходе самостоятельной свободной работы в подготовленной среде в полной мере соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. 

Педагогика М. Монтессори позволяет обеспечить психолого-педагогические условия построения образовательного процесса, определяемые пунктом 3.2.1. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  а именно:

 уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

 использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

 поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

 поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

 возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 

 защиту детей от всех форм физического и психического насилия;

 поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.    

В силу специфики педагогики М. Монтессори в первую очередь рассматриваем вопрос кадровых условий ее реализации. Для эффективного воспитания в духе педагогики М. Монтессори важно подготовить воспитателя, принимающего идеи этой гуманной системы и владеющего приемами Монтессори-педагогики.  В течение года у нас побывали на курсах повышения квалификации по педагогике М. Монтессори  заведующая и  два воспитателя; посетили практико-ориентированные семинары старший воспитатель и воспитатели раннего возраста.

Несомненно, для занятий необходима оборудованная качественными Монтессори-материалами предметная развивающая среда. В детском саду на первом этаже оборудовали отдельное помещение. 

Помимо классических Монтессори-материалов, которыми нас оснастят из областного  бюджета, подготовленная среда Монтессори-группы будет дополняться и другими дидактическими пособиями, ориентированными на ознакомление дошкольников с окружающим миром и культурой народов мира, изготовленными  педагогами.  

На основе кадровых и нормативно-правовых условий определили образовательный модуль внедрения педагогики М. Монтессори. 3 раза в неделю по 2 часа проводим свободную работу с детьми третьего года жизни. 

Педагогика М. Монтессори позволит нам обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие  и  физическое развитие, что соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Формирование индивидуальности у детей раннего возраста через педагогику М. Монтессори»

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Использование игрового набора «Дары Фребеля»

 

 

Мониторинг индивидуальности дошкольников

 

 

Формирование индивидуальности у детей раннего возраста через педагогику М. Монтессори.

 

 

Игровая развивающая ситуация в 1 младшей группе «Поможем бегемотику»

 

 

Презентация "Дидактические игры по сенсорному развитию по методике Монтессори.

 

                       

 

Дошкольная организация в проекте "Дошкольник Белогорья"

 

Апробация игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области

Региональная ресурсная площадка "Дети в приортитете"